Что делать, если провожающий уехал вместе с пассажиром?
В поезде, как и в любом другом транспорте, действуют жесткие правила поведения. Без них невозможно эффективно организовать сопровождение гостей и рутинные процессы. Это понимает каждый. Но иногда случаются внештатные ситуации. Например, гость может забыть проездные документы у провожающих. На этот случай разработана подробная инструкция, как действовать тем, у кого в руках остались чужие билеты.
Вот пример еще одной не частой, но типичной внештатной ситуации. Поезд тронулся, а провожающий находится в вагоне. Причин может быть сколько угодно: долго прощался, завозился с вещами, встретил знакомого, разговорился, зашел в биотуалет, не услышал соответствующее оповещение и т.п. По сути, конкретная причина значения не имеет. Важно понять, как быть в сложившейся ситуации.
Рассказываем, что делать провожающему, оказавшемуся в вагоне отправившегося от станции поезда.
Вы – безбилетник, гражданин!
Согласно правилам перевозки гостей железнодорожным транспортом, право находиться в вагонах во время движения поезда имеют:
-
сотрудники железнодорожной компании
-
гости, имеющие проездные документы
-
гости, для которых проездные документы не предусмотрены (маленькие дети, едущие без места, животные в сопровождении хозяев)
Все остальные считаются безбилетниками. И оставшиеся в вагонах провожающие входят в эту категорию.
Как быть, если вы вовремя не вышли из вагона?
В сложившейся ситуации делать нечего, придется ехать до ближайшей станции. Причем свой проезд нужно оплатить непосредственно в вагоне. Для приема платежа и выдачи проездного документа у проводника есть все необходимые технические средства.
Провожающий, уехавший в поезде вместе с пассажиром, сам является виновником сложившейся внештатной ситуации. Соответственно, рассчитывать на компенсацию затрат на оплату проезда до ближайшей станции он не может. Иными словами, требовать у перевозчика возмещение бессмысленно. Выдача такой компенсации противоречит действующему законодательству и правилам перевозки гостей железнодорожным транспортом.
Как избежать подобных ситуаций?

Профилактика – всегда лучше, чем решение проблемы постфактум. Чтобы не нести непредвиденных расходов, не ехать поездом туда, куда вы не собирались, будьте внимательны, провожая близких, друзей и знакомых.
По закону провожающим не воспрещается заходить в вагон, чтобы помочь гостю с вещами, попрощаться и т.п. Но имейте в виду, что делать это можно только на длинных остановках. В начальной точке железнодорожного маршрута провожающие могут заходить в вагоны, если до отправления осталось больше 5 минут. В так называемое критическое время проводник вправе не пустить вас в вагон. Причем для вашего же блага. Слишком велик риск не успеть вовремя выйти и уехать вместе с пассажиром, потратиться на билет, а потом еще и на обратную дорогу.
Если вы находитесь в вагоне в статусе провожающего, будьте внимательны к оповещениям на вокзале. Обычно диспетчер предупреждает об отправлении поезда примерно за 5 минут. Этого времени вполне достаточно для того, чтобы проверить, не остались ли у вас билеты уезжающего гостя, и спокойно выйти на перрон. А еще лучше – прощаться заранее. Не ждите отправления поезда. Провожайте родных, близких, друзей в поездки с запасом времени. Это намного удобнее и спокойнее для всех участников процесса. И опять напомним о минимизации рисков. Если вам не нужны дополнительные затраты денег, времени и нервов, своевременно выходите из вагона, провожая гостей.