Личный кабинет: Регистрация
8 800 100 93 99
Бесплатно по России
*Оформление возможно до 26 августа
Волжская рокада: от военного Сталинграда до наших дней
Железных дорог Победы в нашей стране немало. Одна из самых известных – Волжская рокада. Ее строительство заняло полгода, а протяженность составила 978 километров. Дело было в разгар войны в 1942.

Волжская рокада: от военного Сталинграда до наших дней

Строительству железной дороги предшествовало массированное наступление немцев на юге и в центре. Им удалось разорвать сообщение «Москва – Харьков – Ростов-на-Дону». Временно грузоперевозки развернули в Поволжье. Но летом 1942 бои перекинулись туда.

Dcq-02JX0AAM2pF.jpg

Тем временем Волжская рокада, которая должна была соединить Сталинград, Саратов, Ульяновск и Свияжск, активно строилась. Рельсовое полотно перекочевало на Волгу с БАМа. На строительстве были задействованы тысячи местных гражданских. Также трудовые резервы были привлечены из ГУЛАГа.

Непростая работа

Укладка железнодорожного полотна – сложная задача. Нужны не только рабочие руки, но и специальная техника. Последней при строительстве Волжской рокады практически не было. Зато инструмента – хоть отбавляй. Кирки, лопаты, носилки и тачки – всего этого хватало. Нетрудно представить, с какой скоростью продвигались работы.

Но строителям рокады удалось почти невозможное. Переправляя шпалы на плотах по Свияге от Ульяновск-Центрального до Цильны, работая минимум по 14 часов в сутки, не имея нормального жилья (наспех сколоченные бараки и военные палатки не в счет), рабочей одежды, достаточного количества провизии, они проложили 978 километров пути за 6 месяцев. Причем большую часть работ выполняли под обстрелами фашистской авиации. Еще и приходилось восстанавливать уничтоженные снарядами участки рокады.

Поджимающие сроки вынуждали пренебрегать технологиями строительства. На многих участках грунт толком подготовлен не был. Тем не менее железнодорожное полотно исправно функционировало, обеспечивая транспортное сообщение по линии Сталинградского фронта.

 e0fba273afa1eb4dd7891c5fa70f5d4c.jpg

Переломный момент войны

Волжскую рокаду командование считало одним из самых стратегически важных железнодорожных путей в 1942. Благодаря ей удалось переломить ход войны, отразив несколько немецких атак под Сталинградом.

В октябре и ноябре на фронт по наспех уложенному силами тысяч гражданских, гулаговцев, военнопленных немцев полотну доставили 6600 вагонов со специальным грузом. Боеприпасы и техника, а также переброска под Сталинград двух десятков минометных, артиллерийских полков, 16 стрелковых дивизий, 2 кавалерийских и 2 механизированных корпусов, танковой армии обеспечили красноармейцам серьезное превосходство. Без Волжской рокады невозможным был бы успех «Урана». Железнодорожная поддержка фронта позволила отразить удар Манштейна, окружить армию Паулюса. Без боеприпасов и военных ресурсов Сталинградская битва могла бы иметь совсем другой финал.

 

Дорога в будущее

Волжская рокада пережила войну. Она была отремонтирована и успешно приспособлена под гражданские потребности. Дорога, обеспечившая перелом хода войны, функционирует и сегодня.

По Волжской рокаде уже давно не ходят эшелоны с боеприпасами. Еще в 50-х их заменили товарные поезда с кузбасским углем. Также по железной дороге идут пассажирские поезда. Уральцы и поволжцы, желающие отдохнуть на солнечном черноморском побережье, могут добраться до лучших курортов региона.

Рокада сегодня является вполне современной железной дорогой. Путешествуя по ней, не замечаешь серьезных отличий от других российских магистралей. Только история подвига десятков тысяч людей навсегда останется в памяти тех, кто сегодня смотрит в мирное небо над головой.

 

Специальные предложения для вас
Забронируйте ж/д билеты онлайн по привлекательным тарифам.
Ищите лучшие варианты поездки с помощью гибкого поиска по низким ценам.
Нижний Новгород → Санкт-Петербург
№059Г «Волга»
Купе
от 4900 руб.
Москва → Казань
№002Й «Премиум»
Купе
от 3700 руб.
СВ
от 8100 руб.
Москва → Волгоград
№001И «Волгоград»
Купе
от 3800 руб.
СВ
от 10100 руб.
Москва → Череповец
№126Я «Шексна»
Купе
от 2500 руб.
Популярные материалы
Читайте наши лучшие статьи.
Все публикации
Блог
08.05.2020
Первый победный салют в честь «Дороги мужества»
Война предсказуема. Проигравший всегда жаждет реванша. Так было и в далеком 1943. В феврале красноармейцы разбили немцев под Сталинградом. Одна из главных побед в ходе Великой Отечественной была бы невозможна без использования железных дорог и транспорта. Но праздновать успех было рано. Немцы готовили новое наступление. Их целью была Курская дуга.
Блог
06.05.2020
Коридор бессмертия – брат Дороги жизни
О блокадном Ленинграде снят не один фильм. Хроника тех лет ужасает. 8 сентября 1941 замкнулось кольцо вокруг северной столицы. Осажденный город держался 872 дня. Только в январе 1943 кольцо разжали красноармейцы под Шлиссельбургом. Отвоевать удалось узкую полоску болот. Именно она стала тем самым Коридором бессмертия, без которого трагедия блокады была бы намного страшнее.
Блог
05.05.2020
Ордена и медали бойцов железнодорожных войск
На счету бойцов железнодорожных войск не одна сотня подвигов. Каждый из них, исполняя приказ, не раз был готов отдать собственную жизнь во имя великой победы. И героизм бойцов железнодорожного фронта был после достойно вознагражден. 35 тысяч человек получили различные ордена, звания и знаки почета. 28 тысяч железнодорожников были удостоены медалей. 716 получили орден Ленина. А 125 работникам транспорта присвоили звание Героев Соцтруда.
Блог
04.05.2020
Факты о подвигах железнодорожников на войне, о которых мало кто знает
Война всегда сурова. В 1941–1945 работники многих сфер совершали самые настоящие подвиги. Не одна сотня их на счету у инженеров, врачей, учителей, производственников, не говоря уж о военных. Железнодорожная сфера, естественно, не оставалась в стороне.
Подпишитесь на наши аккаунты в социальных сетях
Получайте актуальную информацию о скидках, акциях.

Участвуйте в конкурсах, выигрывайте бонусные баллы и промокоды.