Волжская рокада: от военного Сталинграда до наших дней
Строительству железной дороги предшествовало массированное наступление немцев на юге и в центре. Им удалось разорвать сообщение «Москва – Харьков – Ростов-на-Дону». Временно грузоперевозки развернули в Поволжье. Но летом 1942 бои перекинулись туда.
Тем временем Волжская рокада, которая должна была соединить Сталинград, Саратов, Ульяновск и Свияжск, активно строилась. Рельсовое полотно перекочевало на Волгу с БАМа. На строительстве были задействованы тысячи местных гражданских. Также трудовые резервы были привлечены из ГУЛАГа.
Непростая работа
Укладка железнодорожного полотна – сложная задача. Нужны не только рабочие руки, но и специальная техника. Последней при строительстве Волжской рокады практически не было. Зато инструмента – хоть отбавляй. Кирки, лопаты, носилки и тачки – всего этого хватало. Нетрудно представить, с какой скоростью продвигались работы.
Но строителям рокады удалось почти невозможное. Переправляя шпалы на плотах по Свияге от Ульяновск-Центрального до Цильны, работая минимум по 14 часов в сутки, не имея нормального жилья (наспех сколоченные бараки и военные палатки не в счет), рабочей одежды, достаточного количества провизии, они проложили 978 километров пути за 6 месяцев. Причем большую часть работ выполняли под обстрелами фашистской авиации. Еще и приходилось восстанавливать уничтоженные снарядами участки рокады.
Поджимающие сроки вынуждали пренебрегать технологиями строительства. На многих участках грунт толком подготовлен не был. Тем не менее железнодорожное полотно исправно функционировало, обеспечивая транспортное сообщение по линии Сталинградского фронта.
Переломный момент войны
Волжскую рокаду командование считало одним из самых стратегически важных железнодорожных путей в 1942. Благодаря ей удалось переломить ход войны, отразив несколько немецких атак под Сталинградом.
В октябре и ноябре на фронт по наспех уложенному силами тысяч гражданских, гулаговцев, военнопленных немцев полотну доставили 6600 вагонов со специальным грузом. Боеприпасы и техника, а также переброска под Сталинград двух десятков минометных, артиллерийских полков, 16 стрелковых дивизий, 2 кавалерийских и 2 механизированных корпусов, танковой армии обеспечили красноармейцам серьезное превосходство. Без Волжской рокады невозможным был бы успех «Урана». Железнодорожная поддержка фронта позволила отразить удар Манштейна, окружить армию Паулюса. Без боеприпасов и военных ресурсов Сталинградская битва могла бы иметь совсем другой финал.
Дорога в будущее
Волжская рокада пережила войну. Она была отремонтирована и успешно приспособлена под гражданские потребности. Дорога, обеспечившая перелом хода войны, функционирует и сегодня.
По Волжской рокаде уже давно не ходят эшелоны с боеприпасами. Еще в 50-х их заменили товарные поезда с кузбасским углем. Также по железной дороге идут пассажирские поезда. Уральцы и поволжцы, желающие отдохнуть на солнечном черноморском побережье, могут добраться до лучших курортов региона.
Рокада сегодня является вполне современной железной дорогой. Путешествуя по ней, не замечаешь серьезных отличий от других российских магистралей. Только история подвига десятков тысяч людей навсегда останется в памяти тех, кто сегодня смотрит в мирное небо над головой.