Влияют ли снегопады и морозы на расписание поездов?
Железнодорожный транспорт в ряде регионов и в определенные сезоны является метеозависимым. Конечно, не так, как авиационный, но все же. Хуже всего работникам железной дороги и вспомогательным службам приходится суровой зимой.
Метеоусловия вполне способны повлиять на расписание, график движения железнодорожных составов. Вывести из строя магистрали, ветки и направления могут сильные снегопады (особенно продолжающиеся несколько суток кряду), обледенение, метели.
Почему меняется расписание?
Изменения в расписании могут быть обусловлены несколькими причинами. Рассмотрим самые топовые:
-
Причины сезонные. Речь идет о внесении изменений в расписание движения поездов в связи со сменой загрузки на отдельных направлениях. Так, нередко на особенно популярные в новогодние и рождественские праздники магистрали выводят дополнительные составы. Соответствующие изменения отображаются в расписании.
-
Причины вынужденные. Изменение расписания здесь является ситуативным. Часто в него вносятся корректировки по ходу развития событий. К вынужденным причинам следует отнести, например, введение ограничения скорости движения поездов на конкретном направлении, участке железнодорожного полотна. Причина проста – суровый мороз. Так, например, при понижении температуры до -40̊С может быть рекомендовано введение ограничения скорости до 60 км/ч. Нетрудно догадаться, что фактическое расписание поездов при этом вынужденно изменится.
-
Причины антиаварийные. Это самая специфическая группа причин. Иногда движение по ветке либо направлению может быть попросту приостановлено. Мера носит вынужденный характер и вводится для обеспечения безопасности гостей и работников железной дороги. Причинами ввода подобных мер могут быть снежные заносы, обледенение полотна, обрывы проводов, образование завалов на путях и т.п.
Чем опасны вьюги и морозы?
Зимний период – серьезная нагрузка на эксплуатационные железнодорожные службы, все без исключения. Судите сами. Если сильный снегопад накрывает станцию, серьезной проблемой становится расчистка путей. Последние постоянно заняты подвижным составом. Тем не менее необходимо осуществлять управление движением сотнями стрелочных переводов. А «стрелки», как известно, должны быть идеально чистыми. Забота об этом ложится на плечи работников станции.
Сильный мороз провоцирует уменьшение длины рельсов. В результате нарушается изоляция стыков, образуются зазоры. Так недалеко и до изломов, которые придется устранять. И процесс этот небыстрый.
Сильное понижение температуры приводит и к укорочению проводов. Сила натяжения растет. Любая динамическая нагрузка вызывает разрыв. А технических ресурсов на ликвидацию таких аварий остро недостает.
И для самого поезда сверхнизкие температуры бесследно не проходят. В зоне особого риска – система водяного отопления вагонов, автоблокировка. Последняя выходит из строя по причине обрыва проводов. Вагоны с поврежденной системой отопления отправляются в ремонт. Стоит он недешево и длится достаточно долго.
Специфические метеоусловия могут влиять и на качество связи. В таких условиях оперативное реагирование на внештатные ситуации затруднено. Плохая погода снижает работоспособность людей. Это тоже является одним из риск-факторов зимнего сезона.
Но работники железной дороги стремятся принять максимум превентивных мер для того, чтобы сообщение осуществлялось в плановом режиме, а в пути гости находились в безопасности.