25.10.2019
Вагонное депо – изнанка железной дороги
Депо нередко называют изнанкой железной дороги. И такое определение очень точно отражает деятельность и функционал подразделения. Работа депо обычно остается в тени. Она не видна потребителям железнодорожных услуг. Но без депо и специалистов, которые здесь работают, полноценное функционирование перевозок невозможно. Давайте разберемся, какими бывают вагонные депо и что происходит на изнаночной стороне железной дороги.Депо разные нужны
Вагонные депо разделяются по функциональному принципу. Одни специализируются на ремонте железнодорожного транспорта. Другие являются эксплуатационными. Именно они осуществляют техническое обслуживание вагонов. Также в эксплуатационных депо производится текущий отцепочный ремонт.
Ремонтные подразделения работают в плановом порядке. Каждой бригаде ставится текущее задание. Работа у специалистов таких депо есть всегда.
Существуют также эксплуатационно-ремонтные подразделения. Полнофункциональные депо ремонтируют вагоны на постоянной основе, выполняют срочный отцепочный ремонт, осуществляют техническое обслуживание железнодорожного транспорта.
Депо классифицируются и по объектам обслуживания, ремонта. Одни осуществляют ТО пассажирских вагонов, другие ремонтируют рефрижераторы, грузовые вагоны. Также существуют универсальные (смешанные) депо.

Структура депо
Вагонное депо – полноценное производственное предприятие. В его структуре выделяются основные, вспомогательные участки. На каждом из них устанавливается и эксплуатируется соответствующее оборудование.
Основными являются колесные с роликовым отделением, тележечные, вагоносборочные участки. Вспомогательными – ремонтно-заготовительный, слесарно-механический, автотормозной, деревообрабатывающий, обмывочный, ремонтный, баббитозаливочный. На каждом участке работает несколько отделений. Ключевым на ремонтно-заготовительном является кузнечно-прессовое отделение. В слесарно-механическом львиная доля работ выполняется специалистами электросварочного, автосцепного отделений. А на участке ремонта оборудования ключевым является инструментально-раздаточное отделение.
В структуре вагонного депо есть и другие подразделения. Они обслуживают производственные участки. Ни одно предприятие не обходится без компрессорной, генераторной, трансформаторной, котельной. Также в депо есть кладовые материалов, запчастей. Отдельными звеньями структуры являются вагонные парки. В них отстаиваются отремонтированные вагоны и ждут своей очереди неисправные.
Кто работает в депо?
Организационные, технические, другие задачи в вагонном депо решают профильные специалисты. Здесь работают инженеры и энергетики, мастера, слесари-электрики, механики, инженеры-технологи, машинисты и их помощники. Электромонтеры, специализированные ремонтные бригады, инженеры по охране труда тоже являются частью большой команды вагонного депо. Трудится здесь и административно-хозяйственный персонал.
Также в депо имеются лаборатории по электроиспытаниям. В них работают специалисты различных уровней квалификации, имеющие соответствующие допуски. Не обходится функционирование депо и без крановщиков, машинистов различных установок, водителей, операторов котельных, электросварщиков, рабочих.