Личный кабинет: Регистрация
8 800 100 93 99
Бесплатно по России
*Оформление возможно до 26 августа
Первый победный салют в честь «Дороги мужества»
Война предсказуема. Проигравший всегда жаждет реванша. Так было и в далеком 1943. В феврале красноармейцы разбили немцев под Сталинградом. Одна из главных побед в ходе Великой Отечественной была бы невозможна без использования железных дорог и транспорта. Но праздновать успех было рано. Немцы готовили новое наступление. Их целью была Курская дуга.

Первый победный салют в честь «Дороги мужества»

К наступлению между Орлом и Курском советская армия успела подготовиться. По заданию Госкомитета обороны с нуля и в кратчайшие сроки была проложена железная дорога протяженностью 95 километров. Она соединила станцию Ржава и Старый Оскол. Позднее этот участок магистрали назовут «Дорогой мужества».

50SDjlRprZI.jpg

3 километра пути в день

Железную дорогу между Старым Осколом и ближайшей к Курску станцией строили быстро. Госкомитетом обороны было отведено на решение задачи 2 месяца. Но титанический труд людей, энтузиазм и сплоченность во имя великой победы сделали свое дело. Первый состав пошел по железнодорожному полотну всего через 32 дня. «Дорогу мужества» открыли 17 июля 1943.
Чтобы фронт на Курской дуге получал боеприпасы и другие стратегические грузы, ежедневно по 14 часов трудилось 20 тысяч гражданских (подростки, женщины), 2 тысячи военных, несколько железнодорожных бригад. Тяжелее всего пришлось первым. Женщины и подростки вынимали, утрамбовывали грунт под рельсовое полотно. Военные и железнодорожники клали рельсы. Работали в сложных условиях, при жестком ограничении продовольственного пайка. Каждый выполнял двойную-тройную норму.
Подвиг гражданских и военных не остался незамеченным. Многие получили медали, были награждены орденами. Но самым главным подарком для каждого строителя «Дороги мужества» стала победа Красной армии под Курском. Без этих 95 километров железнодорожного полотна от Старого Оскола до Ржавы первый в истории Великой Отечественной салют мог и не прогреметь вовсе. 5 августа 1943 салютовали в честь освобождения Орла и Белгорода. Этот салют увековечил подвиг подростков, женщин, армейцев и железнодорожников, проложивших дорогу к одной из самых сложных в истории ВОВ линии фронта.

Мужество и только

«Дорогой мужества» магистраль названа не случайно. Ежедневно тяжко трудились на ее строительстве тысячи людей, рискуя жизнью. Железнодорожное полотно регулярно обстреливалось немецкой авиацией. Причем появлялись бомбардировщики всегда внезапно. Многие строители не успевали укрыться. Не обходилось без раненых, погибших. Ряды строителей редели под немецкими снарядами и пулями. Оставшиеся работали больше. Свой участок никто не смел оставить. От каждой пары рук зависел успех Красной армии на фронте под Курском.
Титанический труд строителей «Дороги мужества» вписан в военную летопись. Только благодаря им, тем людям, которые положили на рельсы между Старым Осколом и станцией Ржава свое здоровье и жизни, летом 1943 на Курскую дугу пришли эшелоны с боеприпасами, техникой. По железной дороге также на фронт доставляли личный состав. Всего по полотну, проложенному за 32 дня вместо 60, прошло 1410 эшелонов. 95 километров под обстрелами. Но обеспечение прибывало вовремя. «Дорога мужества» смогла сократить время доставки боеприпасов на фронт под Курском на 48 часов.
Также стоит отметить подвиг машинистов, их помощников, а также механиков и других железнодорожников, которые вели эшелоны, обеспечивающие Красную армию техникой, снарядами, кадровым составом. Каждый из них – настоящий герой. Заслуга каждого есть в победе Союза в решающем сражении Великой Отечественной.
Специальные предложения для вас
Забронируйте ж/д билеты онлайн по привлекательным тарифам.
Ищите лучшие варианты поездки с помощью гибкого поиска по низким ценам.
Нижний Новгород → Санкт-Петербург
№059Г «Волга»
Купе
от 4900 руб.
Москва → Казань
№002Й «Премиум»
Купе
от 3700 руб.
СВ
от 8100 руб.
Москва → Волгоград
№001И «Волгоград»
Купе
от 3800 руб.
СВ
от 10100 руб.
Москва → Череповец
№126Я «Шексна»
Купе
от 2500 руб.
Популярные материалы
Читайте наши лучшие статьи.
Все публикации
Блог
07.05.2020
Волжская рокада: от военного Сталинграда до наших дней
Железных дорог Победы в нашей стране немало. Одна из самых известных – Волжская рокада. Ее строительство заняло полгода, а протяженность составила 978 километров. Дело было в разгар войны в 1942.
Блог
06.05.2020
Коридор бессмертия – брат Дороги жизни
О блокадном Ленинграде снят не один фильм. Хроника тех лет ужасает. 8 сентября 1941 замкнулось кольцо вокруг северной столицы. Осажденный город держался 872 дня. Только в январе 1943 кольцо разжали красноармейцы под Шлиссельбургом. Отвоевать удалось узкую полоску болот. Именно она стала тем самым Коридором бессмертия, без которого трагедия блокады была бы намного страшнее.
Блог
05.05.2020
Ордена и медали бойцов железнодорожных войск
На счету бойцов железнодорожных войск не одна сотня подвигов. Каждый из них, исполняя приказ, не раз был готов отдать собственную жизнь во имя великой победы. И героизм бойцов железнодорожного фронта был после достойно вознагражден. 35 тысяч человек получили различные ордена, звания и знаки почета. 28 тысяч железнодорожников были удостоены медалей. 716 получили орден Ленина. А 125 работникам транспорта присвоили звание Героев Соцтруда.
Блог
04.05.2020
Факты о подвигах железнодорожников на войне, о которых мало кто знает
Война всегда сурова. В 1941–1945 работники многих сфер совершали самые настоящие подвиги. Не одна сотня их на счету у инженеров, врачей, учителей, производственников, не говоря уж о военных. Железнодорожная сфера, естественно, не оставалась в стороне.
Подпишитесь на наши аккаунты в социальных сетях
Получайте актуальную информацию о скидках, акциях.

Участвуйте в конкурсах, выигрывайте бонусные баллы и промокоды.