08.05.2020
Первый победный салют в честь «Дороги мужества»
К наступлению между Орлом и Курском советская армия успела подготовиться. По заданию Госкомитета обороны с нуля и в кратчайшие сроки была проложена железная дорога протяженностью 95 километров. Она соединила станцию Ржава и Старый Оскол. Позднее этот участок магистрали назовут «Дорогой мужества».
3 километра пути в день
Железную дорогу между Старым Осколом и ближайшей к Курску станцией строили быстро. Госкомитетом обороны было отведено на решение задачи 2 месяца. Но титанический труд людей, энтузиазм и сплоченность во имя великой победы сделали свое дело. Первый состав пошел по железнодорожному полотну всего через 32 дня. «Дорогу мужества» открыли 17 июля 1943.
Чтобы фронт на Курской дуге получал боеприпасы и другие стратегические грузы, ежедневно по 14 часов трудилось 20 тысяч гражданских (подростки, женщины), 2 тысячи военных, несколько железнодорожных бригад. Тяжелее всего пришлось первым. Женщины и подростки вынимали, утрамбовывали грунт под рельсовое полотно. Военные и железнодорожники клали рельсы. Работали в сложных условиях, при жестком ограничении продовольственного пайка. Каждый выполнял двойную-тройную норму.
Подвиг гражданских и военных не остался незамеченным. Многие получили медали, были награждены орденами. Но самым главным подарком для каждого строителя «Дороги мужества» стала победа Красной армии под Курском. Без этих 95 километров железнодорожного полотна от Старого Оскола до Ржавы первый в истории Великой Отечественной салют мог и не прогреметь вовсе. 5 августа 1943 салютовали в честь освобождения Орла и Белгорода. Этот салют увековечил подвиг подростков, женщин, армейцев и железнодорожников, проложивших дорогу к одной из самых сложных в истории ВОВ линии фронта.
Мужество и только
«Дорогой мужества» магистраль названа не случайно. Ежедневно тяжко трудились на ее строительстве тысячи людей, рискуя жизнью. Железнодорожное полотно регулярно обстреливалось немецкой авиацией. Причем появлялись бомбардировщики всегда внезапно. Многие строители не успевали укрыться. Не обходилось без раненых, погибших. Ряды строителей редели под немецкими снарядами и пулями. Оставшиеся работали больше. Свой участок никто не смел оставить. От каждой пары рук зависел успех Красной армии на фронте под Курском.
Титанический труд строителей «Дороги мужества» вписан в военную летопись. Только благодаря им, тем людям, которые положили на рельсы между Старым Осколом и станцией Ржава свое здоровье и жизни, летом 1943 на Курскую дугу пришли эшелоны с боеприпасами, техникой. По железной дороге также на фронт доставляли личный состав. Всего по полотну, проложенному за 32 дня вместо 60, прошло 1410 эшелонов. 95 километров под обстрелами. Но обеспечение прибывало вовремя. «Дорога мужества» смогла сократить время доставки боеприпасов на фронт под Курском на 48 часов.
Также стоит отметить подвиг машинистов, их помощников, а также механиков и других железнодорожников, которые вели эшелоны, обеспечивающие Красную армию техникой, снарядами, кадровым составом. Каждый из них – настоящий герой. Заслуга каждого есть в победе Союза в решающем сражении Великой Отечественной.