Личный кабинет: Регистрация
8 800 100 93 99
Бесплатно по России
*Оформление возможно до 26 августа
Коридор бессмертия – брат Дороги жизни
О блокадном Ленинграде снят не один фильм. Хроника тех лет ужасает. 8 сентября 1941 замкнулось кольцо вокруг северной столицы. Осажденный город держался 872 дня. Только в январе 1943 кольцо разжали красноармейцы под Шлиссельбургом. Отвоевать удалось узкую полоску болот. Именно она стала тем самым Коридором бессмертия, без которого трагедия блокады была бы намного страшнее.

Коридор бессмертия – брат Дороги жизни

Железную дорогу протяженностью 33 километра проложили за 17 дней. Круглосуточная работа велась 5000 человек, среди которых были военные, железнодорожники, геодезисты. Коридор бессмертия прокладывали в 6 километрах от позиций фашистов, блокировавших Ленинград. Строилась дорога в крайне сложных условиях. На одном из участков рельсы просто вморозили в лед. А для их поддержки на дне Невы были установлены сваи.
Строить спасительную железку начали 20 января. А уже 7 февраля 1943 блокадный город получил первое продовольствие, медпрепараты и другие жизненно необходимые грузы.

image.jpg
Коридор под обстрелом

33-километровую железную дорогу постоянно обстреливали немцы, занимавшие стратегические позиции на Синявинских высотах. Ответом им был мощный огонь красноармейских зениток. Также на прикрытие Коридора бессмертия была брошена часть военной авиации. Без воздушного щита доставка провианта в блокадный Ленинград была бы невозможной.
Мощный немецкий огонь существенно тормозил движение эшелонов. Первые шли исключительно ночью. Три в Ленинград и три обратно. Железная дорога не была технически оснащенной. На ней не было светофоров. Это делало движение рискованным. Но вскоре было принято решение применить «живую блокировку». Выжившие в блокадном городе вчерашние школьники и школьницы выполняли функции светофоров. Им же потом пришлось осваивать профессии кочегаров, стрелочников, машинистов.

Коридору – жить!

Вскоре Коридор бессмертия разросся. Для обеспечения железнодорожного сообщения с блокадным Ленинградом выделили 30 локомотивов. С фронта были отозваны машинисты для формирования специальной бригады. Прошло немного времени, и эшелоны двинулись в Ленинград и обратно один за другим. В мае 1943 по проложенной за 17 дней железной дороге шло до 30 составов в сутки. Они везли в город продовольствие, лекарства, одежду, различные материалы. На большую землю из блокадного Ленинграда вывозили раненых. Кроме того, по Коридору бессмертия на фронт попадали товары, которые не переставали производить ленинградские фабрики.
Весной 1943 был построен еще один железнодорожный путь. Его расположили севернее Коридора бессмертия, надежно спрятав благодаря особенностям рельефа. Но дорога протяженностью 18,5 километров имела несколько открытых участков. Для их прохождения машинистам локомотивов приходилось проявлять изобретательность, разгонять состав как можно сильнее, то и дело перекрывая регулятор, чтобы немцы не могли по пару и дыму отследить цель.
doc6j2yvd8u2iagc9it8he_800_480_0_0.jpg

Конечно, в Коридоре бессмертия не обошлось без потерь. Ценой сообщения с блокадным Ленинградом были человеческие жизни. Из 600 железнодорожников ранены были 175, а погиб каждый третий. Но один эшелон в Коридоре бессмертия заменял примерно 1000 грузовиков. Сразу в блокадный город доставлялось до 9000 тонн грузов.
Железнодорожное полотно ремонтировали 1200 раз. Каждый день как минимум трижды в объекты Коридора и эшелоны попадали вражеские снаряды. И редко обходилось без человеческих жертв.

Каждому, кто принимал участие в строительстве, ремонте и обеспечении жизнедеятельности Коридора бессмертия, – вечная память!
Специальные предложения для вас
Забронируйте ж/д билеты онлайн по привлекательным тарифам.
Ищите лучшие варианты поездки с помощью гибкого поиска по низким ценам.
Нижний Новгород → Санкт-Петербург
№059Г «Волга»
Купе
от 4900 руб.
Москва → Казань
№002Й «Премиум»
Купе
от 3700 руб.
СВ
от 8100 руб.
Москва → Волгоград
№001И «Волгоград»
Купе
от 3800 руб.
СВ
от 10100 руб.
Москва → Череповец
№126Я «Шексна»
Купе
от 2500 руб.
Популярные материалы
Читайте наши лучшие статьи.
Все публикации
Блог
08.05.2020
Первый победный салют в честь «Дороги мужества»
Война предсказуема. Проигравший всегда жаждет реванша. Так было и в далеком 1943. В феврале красноармейцы разбили немцев под Сталинградом. Одна из главных побед в ходе Великой Отечественной была бы невозможна без использования железных дорог и транспорта. Но праздновать успех было рано. Немцы готовили новое наступление. Их целью была Курская дуга.
Блог
07.05.2020
Волжская рокада: от военного Сталинграда до наших дней
Железных дорог Победы в нашей стране немало. Одна из самых известных – Волжская рокада. Ее строительство заняло полгода, а протяженность составила 978 километров. Дело было в разгар войны в 1942.
Блог
05.05.2020
Ордена и медали бойцов железнодорожных войск
На счету бойцов железнодорожных войск не одна сотня подвигов. Каждый из них, исполняя приказ, не раз был готов отдать собственную жизнь во имя великой победы. И героизм бойцов железнодорожного фронта был после достойно вознагражден. 35 тысяч человек получили различные ордена, звания и знаки почета. 28 тысяч железнодорожников были удостоены медалей. 716 получили орден Ленина. А 125 работникам транспорта присвоили звание Героев Соцтруда.
Блог
04.05.2020
Факты о подвигах железнодорожников на войне, о которых мало кто знает
Война всегда сурова. В 1941–1945 работники многих сфер совершали самые настоящие подвиги. Не одна сотня их на счету у инженеров, врачей, учителей, производственников, не говоря уж о военных. Железнодорожная сфера, естественно, не оставалась в стороне.
Подпишитесь на наши аккаунты в социальных сетях
Получайте актуальную информацию о скидках, акциях.

Участвуйте в конкурсах, выигрывайте бонусные баллы и промокоды.