06.05.2020
Коридор бессмертия – брат Дороги жизни
Железную дорогу протяженностью 33 километра проложили за 17 дней. Круглосуточная работа велась 5000 человек, среди которых были военные, железнодорожники, геодезисты. Коридор бессмертия прокладывали в 6 километрах от позиций фашистов, блокировавших Ленинград. Строилась дорога в крайне сложных условиях. На одном из участков рельсы просто вморозили в лед. А для их поддержки на дне Невы были установлены сваи.Строить спасительную железку начали 20 января. А уже 7 февраля 1943 блокадный город получил первое продовольствие, медпрепараты и другие жизненно необходимые грузы.

Коридор под обстрелом
33-километровую железную дорогу постоянно обстреливали немцы, занимавшие стратегические позиции на Синявинских высотах. Ответом им был мощный огонь красноармейских зениток. Также на прикрытие Коридора бессмертия была брошена часть военной авиации. Без воздушного щита доставка провианта в блокадный Ленинград была бы невозможной.
Мощный немецкий огонь существенно тормозил движение эшелонов. Первые шли исключительно ночью. Три в Ленинград и три обратно. Железная дорога не была технически оснащенной. На ней не было светофоров. Это делало движение рискованным. Но вскоре было принято решение применить «живую блокировку». Выжившие в блокадном городе вчерашние школьники и школьницы выполняли функции светофоров. Им же потом пришлось осваивать профессии кочегаров, стрелочников, машинистов.
Коридору – жить!
Вскоре Коридор бессмертия разросся. Для обеспечения железнодорожного сообщения с блокадным Ленинградом выделили 30 локомотивов. С фронта были отозваны машинисты для формирования специальной бригады. Прошло немного времени, и эшелоны двинулись в Ленинград и обратно один за другим. В мае 1943 по проложенной за 17 дней железной дороге шло до 30 составов в сутки. Они везли в город продовольствие, лекарства, одежду, различные материалы. На большую землю из блокадного Ленинграда вывозили раненых. Кроме того, по Коридору бессмертия на фронт попадали товары, которые не переставали производить ленинградские фабрики.
Весной 1943 был построен еще один железнодорожный путь. Его расположили севернее Коридора бессмертия, надежно спрятав благодаря особенностям рельефа. Но дорога протяженностью 18,5 километров имела несколько открытых участков. Для их прохождения машинистам локомотивов приходилось проявлять изобретательность, разгонять состав как можно сильнее, то и дело перекрывая регулятор, чтобы немцы не могли по пару и дыму отследить цель.

Конечно, в Коридоре бессмертия не обошлось без потерь. Ценой сообщения с блокадным Ленинградом были человеческие жизни. Из 600 железнодорожников ранены были 175, а погиб каждый третий. Но один эшелон в Коридоре бессмертия заменял примерно 1000 грузовиков. Сразу в блокадный город доставлялось до 9000 тонн грузов.
Железнодорожное полотно ремонтировали 1200 раз. Каждый день как минимум трижды в объекты Коридора и эшелоны попадали вражеские снаряды. И редко обходилось без человеческих жертв.
Каждому, кто принимал участие в строительстве, ремонте и обеспечении жизнедеятельности Коридора бессмертия, – вечная память!