04.05.2020
Факты о подвигах железнодорожников на войне, о которых мало кто знает
Стальные магистрали, прокладываемые под обстрелами, бомбежками, позволяли доставлять боеприпасы на фронт, обеспечивать эвакуацию людей, производств. И едва ли не каждый полководец ВОВ отмечал после победы в мемуарах важность работы железнодорожных войск и гражданских подразделений. Благодаря работе последних только за первые 3 месяца войны больше 18 миллионов человек были эвакуированы по причине угрозы оккупации городов и регионов. Из стратегических районов за Урал по железной дороге перевезли 2500 фабрик, заводов.На счету железнодорожников времен войны 50 наступательных операций. Именно по рельсам шла самая масштабная переброска военных частей на места решающих сражений. Всего по рельсам в 1941–1945 прошло больше 20 миллионов вагонов. Цепочка этих эшелонов по длине равна четырем окружностям планеты по экватору.
Самоотверженность и героизм в той страшной войне проявляли многие железнодорожники. Давайте вспомним о них сегодня.
Один против сотен
В историю подвигов железнодорожников во время ВОВ кровью вписан подвиг Веры Чайкиной. Нелегко пришлось молодой стрелочнице на дежурстве однажды в 1942. Станция попала под немецкий обстрел. Ранение не помешало отважной железнодорожнице сделать все возможное для быстрого вывода составов на пути. Большую часть вагонов и стратегического груза тогда удалось спасти.
Железнодорожнику Виктору Мирошниченко пришлось примерить на себя ремесло сапера. Он служил на станции возле одного из стратегически важных мостов. Остановить фашистскую пехоту и артиллерию в продвижении на юг можно было лишь одним способом – разрушив переправу. За неимением на станции профессиональных саперов подготовил взрыв и успешно провел операцию, похоронив под обломками моста несколько дивизий врага, сам Мирошниченко. Подвиг был отмечен присвоением железнодорожнику звания Героя Советского Союза.

Герои за штурвалом
Отличились в годы ВОВ и машинисты бронепоездов. Например, «Лунинец» работавшие на нем машинисты сами повели на фронт. На счету бронепоезда и его отважных командиров несколько успешных высадок красноармейской пехоты в тылу врага, прикрытие ее огнем, уничтожение 2 фашистских бомбардировщиков и бессчетного количества наземных сил в одном только 1942 под Воронежем.
В 1943 машинисты Михайлов, Шипачев, Хурсик и Токарев проявляли героизм на Курской дуге. За сутки почти непрерывного огня было уничтожено 800 вражеских солдат. Поселок Поныри, имеющий стратегическое значение, тогда удалось отстоять.
Машинистам поезда в 1944 приходилось не раз маневрировать по чудом уцелевшим рельсам под обстрелами немецкой авиации. Они же восстанавливали пути под свистом пуль и градом осколков разорвавшихся снарядов.
Герои санитарных поездов
Больше 400 санитарных поездов вывозили с фронта раненых бойцов во время Великой Отечественной. И каждого, кто в них находился, будь то солдат, военный врач, фельдшер, медсестра, машинист или проводник, следует считать героем.
Мало кому за пределами железнодорожной отрасли известен подвиг проводницы Шуры Кузнецовой. В августе 1941 в Ленинградской области санитарный поезд №110 с 754 ранеными бойцами в вагонах больше 9 часов находился под обстрелом. И только благодаря проводнице удалось избежать катастрофы и семи с половиной сотен смертей, когда поезд потерял управление. Шура успела дернуть стоп-кран. Поезд не пошел под откос.
